Совет потребителей РЖД выступил против точечных изменений в Прейскуранте 10-01

18 Октября 2016
Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» представил свою позицию по вопросу реализации Плана мероприятий по совершенствованию системы тарифного регулирования на перевозку грузов железнодорожным транспортом, а также рассмотрел предложения ОАО «РЖД» о введении в 2016 году точечных изменений тарифного руководства по грузовым железнодорожным перевозкам (Прейскурант 10-01). Данные вопросы были рассмотрены на заседании комитета по тарифному регулированию совета потребителей ОАО «РЖД», состоявшемся 12 октября 2016 года, с участием представителей крупнейших грузоотправителей, предприятий малого и среднего бизнеса, операторов подвижного состава. Экспертное заключение по результатам заседания было направлено заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Аркадию Дворковичу 18 октября.

В ходе заседания представитель ОАО «РЖД» проинформировал о предложениях монополии, разработанных в целях покрытия предполагаемого дефицита бюджета компании и предусматривающих следующие изменения в тарифную базу 2016 года и индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 2017 год.

- О внесении до конца 2016 года точечных изменений в действующие тарифные схемы Прейскуранта 10-01 с целью сокращения тарифных диспропорций, а именно:

1) дополнительно индексировать перевозки в собственных полувагонах:

для 1 и 2 классов грузов – на 4,2%,

для 3 класса грузов – на 2,2%;

2) дополнительно индексировать порожний пробег грузовых вагонов на 2,75%;

3) дополнительно индексировать перевозки в контейнерах на 4,2% на все расстояния перевозки;

4) унифицировать тарифы на перевозку нефтяных грузов за счёт перевода части номенклатуры (бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата) из первого во второй тарифный класс, газойль — из третьего во второй тарифный класс, либо, в качестве альтернативы, перевести всю номенклатуру нефтяных грузов во второй тарифный класс.

- О вариантах индексации тарифов на грузовые перевозки на 2017 год:

Вариант 1: общая индексация в размере 4,5% при условии внесения всех точечных изменений в базу 2016 года и сохранения (снятия ограничений по сроку) действия повышающего коэффициента в размере 13,4% на перевозки экспортных грузов в рамках тарифного коридора.

Вариант 2: общая индексация в размере 6,8% при условии внесения всех точечных изменений в базу 2016 года и отмене с 30 января 2017 г. повышающего коэффициента в размере 13,4% на перевозки экспортных грузов в рамках тарифного коридора.

Вариант 3: общая индексация в размере 9,6% при отказе от точечных изменений и отмене повышающего коэффициента на перевозки экспортных грузов.

В ходе обсуждения члены комитета по тарифному регулированию совета потребителей и приглашённые эксперты отметили недостаточную обоснованность предполагаемого ОАО «РЖД» дефицита бюджета на 2017 год и, соответственно, предлагаемых изменений в тарифную базу 2016 года, необходимость уточнения исходных данных и представления к обсуждению величины общей тарифной нагрузки на грузовую базу РЖД.

По оценке комитета, по предлагаемым перевозчиком тарифным решениям общая величина индексации тарифов на 2017 год, с учётом комплекса предложений от ОАО «РЖД», более чем вдвое превышает показатель годовой индексации в 4,5%, предусмотренный Приказом ФАС России №1226/15 от 10.12.2015 г.

По мнению совета потребителей, предложения РЖД по точечным изменениям в Прейскурант 10-01 несут значительные негативные последствия для рынка грузоперевозок железнодорожным транспортом в целом.

Также после детального рассмотрения комитет счёл нецелесообразным продление срока действия повышающих коэффициентов к тарифам на перевозки экспортных грузов в рамках тарифного коридора (13,4%) на 2017 год.

По результатам заседания члены комитета фактически единодушно отметили целесообразность повторного рассмотрения тарифных предложений ОАО «РЖД» при условии предоставления финансового плана и инвестиционной программы компании на 2017 год, а также планов по оптимизации издержек и изысканию внутренних резервов для покрытия прогнозируемого дефицита бюджета в этот период. Кроме того, члены совета потребителей, представители крупнейших грузоотправителей, консолидировано поддержали вариант общей индексации тарифов на железнодорожные перевозки — без скрытой дополнительной индексации (точечных изменений в Прейскурант 10-01) по классам грузов, родам подвижного состава, порожнему пробегу, нарушающей сложившийся отраслевой баланс.

Совет потребителей РЖД отметил недопустимость принятия точечных поправок в Прейскурант 10-01, так как предлагаемые изменения носят базовый характер для всей тарифной системы, они меняют сложившуюся структуру действующего прейскуранта и увеличивают тарифную нагрузку на весь период действия его текущей редакции.

По мнению совета, необходимо уточнить исходные данные для обоснования дефицита бюджета ОАО «РЖД» в соответствии с публичной отчётностью компании, подготовленной в стандарте МСФО. При подтверждении заявленного ОАО «РЖД» размера дефицита и недостаточности мер по оптимизации издержек и изысканию внутренних резервов монополии для покрытия прогнозируемого дефицита бюджета предлагается рассмотреть варианты:

- получения государственных субсидий;

- увеличения общей индексации тарифов на железнодорожные перевозки на 2017 год.

Члены комитета полагают, что целесообразно сформировать понятную и обоснованную тарифную политику ОАО «РЖД», основанную на принципах долгосрочного тарифного регулирования, а также увязки тарифных решений естественной монополии с показателями качества её работы.

В качестве базовых подходов к реализации решений протокола заседания межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта №7 от 26.09.2016 г. были определены следующие:

- поддержать расширение границ коридора, в первую очередь на высококонкурентных с другими видами транспорта рынках перевозок, при условии формирования тарифа с учётом скидки на уровне не ниже зависящих затрат ОАО «РЖД»;

- считать нецелесообразным принятие решений ОАО «РЖД» в рамках тарифного коридора за счёт упрощения учёта ценовых факторов, в том числе возникающих вследствие изменения курса иностранных валют;

- отметить, что уточнение оснований повышения тарифов при ограничениях пропускной способности на отдельных участках инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования возможно только в привязке к программе развития этих узких мест с последующим подтверждением направления полученных дополнительных доходов от тарифных решений на снятие таких ограничений;

- отметить нецелесообразность снятия ограничений по сроку действия повышения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в соответствии с пунктом 15.4 «Правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов».

На заседании совета потребителей присутствовали и принимали активное участие представители Минэкономразвития России и ОАО «РЖД». Представители ФАС России на обсуждение вопросов комитетом по тарифному регулированию совета потребителей ОАО «РЖД» не пришли.

Все новости