Безопасность граждан и повышение прозрачности проектов — главные задачи Минтранса

5 Апреля 2017

Обеспечение безопасности граждан на автодорогах и объектах транспортной инфраструктуры, повышение прозрачности работы над крупными инвестпроектами и повышение понятности деятельности — ключевые задачи, которые стоят сегодня перед Министерством транспорта. Такое мнение высказал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 5 апреля на итоговом расширенном заседании коллегии Минтранса. В текущем году министерству, по его словам, необходимо решить ряд важных вопросов, которые касаются, в том числе, целевого использования акцизов на топливо, повышения качества администрирования системы «Платон», обеспечения общественного контроля за ремонтом автодорог. Ещё одна важная задача, стоящая перед подведомственным Минтрансу Ространснадзором, — реализация приоритетного проекта по реформированию контрольно-надзорной деятельности.

Работа министерства ведётся в соответствии с принципами открытости, подчеркнул глава Минтранса Максим Соколов, открывая заседание. Он выразил благодарность членам общественного совета при министерстве и Экспертного совета при Правительстве, отраслевым организациям и объединениям за совместную продуктивную работу.

Мы в дальнейшем рассчитываем на ваш профессионализм, активную позицию и командную работу. Уверен, что только объединение усилий и открытый, заинтересованный диалог позволят максимально эффективно решать стоящие перед нами задачи», — отметил глава Минтранса.

Одна из главных задач, стоящих перед Минтрансом, — обеспечение понятности работы по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги», подчеркнул Михаил Абызов. Важно, чтобы и на уровне федерального правительства, и на уровне субъектов РФ простые граждане и предприниматели понимали, что они получат в результате реализации этого проекта, подчеркнул министр.

Сейчас идёт работа над централизованным сайтом, на котором можно будет представить исчерпывающую информацию в доступном виде о том, какие работы у нас ведутся по реконструкции основных транспортных магистралей, кто ведёт эти работы, на каких условиях и в какие сроки эти работы будут закончены. Также будет предоставлена возможность гражданам принять участие в общественном контроле за качеством нашей работы», — сказал Михаил Абызов.

Для этого Росавтодор планирует в этом году запустить мобильное приложение, с помощью которого можно будет зафиксировать недостатки и нарушения в проводимых работах.

Кроме того, необходимо разместить на сайтах территориальных органов Минтранса информацию о том, как проект будет реализован в каждом субъекте РФ, указал министр.

Михаил Абызов в ходе заседания коллегии призвал повысить качество администрирования и уровень сбора средств по системе «Платон», чтобы все перевозчики работали в одинаковых, справедливых условиях.

Мы столкнулись с тем, что нами как администраторами — Министерством транспорта, Правительством — не решён ряд вопросов, которые беспокоят автомобилистов. Это и качество эксплуатации инфраструктуры в системе "Платон", и количество установленных рамок, которые, в том числе, обеспечивают уровень сбора. В ходе работы общественного совета при Минтрансе, работы с общественными организациями было указано на необходимость реализации этой системы, в том числе исходя из принципов справедливости: что те перевозчики, которые дисциплинированно выполняют правила, не должны ставиться в худшие условия по отношению к тем, кто избегает соответствующих платежей. Другими словами, нам необходимо повысить качество администрирования и уровень сбора средств по этой системе, для того чтобы все работали в одинаковых условиях», — сказал министр.

С другой стороны, по его словам, необходимо поднять вопрос о направлении средств от системы «Платон» на реализацию проектов по федеральным трассам, чтобы повысить качество обслуживания плательщиков, которые пользуются этой инфраструктурой.

От прямого разговора с автомобилистами по вопросу «Платона» никуда не уйти, отметил, в свою очередь, председатель общественного совета при Минтрансе Михаил Блинкин. При внедрении аналогичных систем сбора платежей в других странах, по его словам, был сделан гораздо более серьёзный акцент на доверие.

Совершенствование администрирования системы «Платон» должно идти в связке с решением проблемы целевого использования средств от взимания акцизов на топливо. Эти деньги нужно направлять только на развитие инфраструктуры, считает Михаил Абызов.

В 2016 году часть акцизных сборов была направлена на иные цели федерального бюджета. И здесь граждане и предприниматели автомобильной отрасли задают резонный вопрос "Акциз на топливо — это акциз на роскошь? Или это взимание платы с целью поддержания инфраструктуры в качественном состоянии?". Конечно же, это второе. А если это так, то платежи пользователей автомобильных дорог, которые заложены в тот или иной акциз, должны в стопроцентном объёме направляться на развитие и поддержание качественной инфраструктуры», — сказал министр.

Такой же позиции, по его словам, придерживаются и регионы, и ключевые участники транспортной отрасли, и общественные организации. Необходимо с Министерством финансов в 2017–2018 годах этот вопрос поставить очень жёстко, подчеркнул Михаил Абызов.

Министр по вопросам Открытого правительства также рассказал о работе по ряду проектов транспортной сферы, реализацию которых сопровождает Экспертный совет при Правительстве. Один из них — строительство ЦКАД. В скором будущем состоится финальный конкурс на заключение концессионного соглашения, потенциально пока с одним участником. Реализация проекта в сроки, установленные Президентом, вызывает тревогу, отметил Михаил Абызов. Он призвал мобилизовать все ресурсы, с тем чтобы в ближайшие 2 года усилить работу по этому проекту. Отставание от графика, по его словам, связано с объективными причинами, в том числе с изменением экономической ситуации.

В то же время при строительстве ЦКАД, а также при реализации проектов по реконструкции БАМа и Транссиба и создания железнодорожной инфраструктуры подходов к Азово-Черноморскому бассейну благодаря процедуре публичного независимого технологического и ценового аудита (ТЦА) удалось сэкономить миллиарды рублей.

Это уникальный опыт — и Минтранс здесь является лидером, — в рамках которого за счёт привлечения независимых аудиторов к реализации наших инвестиционных проектов мы сегодня обеспечиваем экономию до 15%. Реализуя ТЦА по таким проектам, как ЦКАД, Азово-Черноморский бассейн, развитие БАМа и Транссиба, на сегодняшний день мы уже сэкономили в бюджете Минтранса порядка 50 млрд рублей за полтора года нашей совместной работы. Я считаю, что это большой экономический эффект, эту работу надо продолжить», — сказал Михаил Абызов.

Михаил Абызов также отметил активную работу советов потребителей, сформированных при естественных монополиях транспортной отрасли — РЖД, ОрВД и Росморпорте. Эти институты повышают прозрачность работы транспортной отрасли и доверие к результатам, которые достигаются, а также позволяют оптимизировать принимаемые решения, подчеркнул министр.

Один из приоритетных проектов, в реализации которых принимает участие подведомственный Минтрансу Ространснадзор, — реформирование контрольно-надзорной деятельности. Старшим должностным лицом, ответственным за реализацию этой программы, участниками которой в общей сложности являются 12 ведомств, ранее был назначен Михаил Абызов. Под контролем Ространснадзора находится около 320 тыс. предпринимателей. За минувший год ведомством было проведено более 63 тыс. проверок. Внедрение риск-ориентированного подхода позволит изменить периодичность и основания для проведения плановых и внеплановых проверок с учётом критериев риска, которые определяются по результатам анализа текущей деятельности, подчеркнул Максим Соколов.

Одним из ключевых инструментов реформы, помимо риск-ориентированного подхода, станет профилактика нарушений. Для этого ежеквартально на федеральном и региональном уровне контрольно-надзорные ведомства должны будут проводить публичные балансовые мероприятия с участием предпринимателей, общественных организаций, деловых объединений, бизнес-омбудсменов и журналистов, а также руководства регионов. На этих встречах будет подробно разбираться правоприменительная практика: сколько проверок проведено, какие наиболее массовые нарушения выявлены, сколько наложено штрафов и как избежать подобных нарушений.

Это позволит увидеть ключевые нарушения и провести собственную работу по самоконтролю и ликвидации таких нарушений, если они имеют место. Формат обратной связи поможет нам повышать качество администрирования надзорной деятельности», — отметил Михаил Абызов.

В контрольно-надзорной деятельности будут активно применяться и информационные технологии, отметил министр. Совместно с МВД, в частности, планируется запустить проект «Народный контролёр», в рамках которого в 2017 году участники дорожного движения получат возможность фиксировать на персональные мобильные устройства нарушения, которые допускают другие участники движения. Эта информация может стать основанием для привлечения к административной ответственности.

Инструменты общественного контроля крайне важны и для предотвращения террористической угрозы, указал Михаил Абызов. Здесь, по его словам, нужно смотреть на практику зарубежных стран, в которых граждане, проявляя бдительность, помогают правоохранительным органам.


Все новости