Технологический ценовой аудит проектов РЖД позволил сэкономить более 20 млрд рублей

13 Декабря 2017

Благодаря совместной работе РЖД и Экспертного совета при правительстве по крупным инвестиционным проектам компании была выявлена экономия более 20 млрд рублей, однако в рейтинге по внедрению кодекса корпоративного управления госкомпания находится в числе отстающих. При этом у РЖД есть все шансы, чтобы стать самой инновационной госкомпанией, сказал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 13 декабря на итоговом заседании правления РЖД.

В 2015 году РЖД подписали план взаимодействия с Экспертным советом при правительстве по 4 основным направлениям, в текущем году план был обновлён, и в него добавлены вопросы экологии. В ходе обсуждения итогов совместной работы за 2017 год Михаил Абызов отметил, что механизм технологического ценового аудита (ТЦА) стал эффективным, постоянно действующим инструментом.

Мы проанализировали с руководством компании и экспертами ТЦА 62 проектов на общую сумму более 220 млрд рублей. Выявленная экономия составляет более 20 млрд рублей и будет направлена на новые технологические решения, которые будут приняты по результатам ТЦА. Масштаб экономии при применении ТЦА в будущем будет иметь мультипликативный эффект. Поэтому важно в 2018 году эту работу продолжить», — заявил министр.

В свою очередь, глава РЖД Олег Белозёров отметил, что 2017 год был для компании успешным, удалось многого достичь за счёт слаженной и эффективной работы.

Мы обеспечили выполнение всех объёмных показателей и ожидаем рекордный за всю новейшую историю России грузооборот. В сравнении с 1992 годом он вырастет на 30%. В этом году железнодорожным транспортом будет оправлено почти 1 млрд 115 млн пассажиров, что является самым высоким показателем за последние 8 лет. Приняты серьёзные меры по оптимизации затрат, её величина составила 65 млрд рублей, а за последние 2,5 года объём оптимизационных мер в компании составил почти 170 млрд рублей», — сказал Олег Белозёров.

Он также подчеркнул, что в следующем году необходимо будет продолжить реализацию трёхлетней программы повышения качества транспортного обслуживания пассажиров, так как важно повысить экономическую эффективность перевозок пассажиров. Глава госкомпании также добавил, что объём инвестиционной программы РЖД в 2018 году составит почти 550 млрд рублей.

Что касается положения РЖД в рейтинге внедрения кодекса корпоративного управления (ККУ), в прошлом году по данному вопросу Михаил Абызов подверг руководство совета директоров госкомпании критике, и в этот раз без критики не обошлось.

По рейтингу ККУ среди госкомпаний, который опубликован 14 ноября, РЖД снова заняла последнее место. Мы будем здесь помогать, усиливать экспертный контроль за деятельностью совета директоров РЖД. Надо ставить амбициозные задачи. Иногда оценка компаний, которая даётся экспертным сообществом в различных рейтингах, зависит не только от менеджмента компании, но и от нашей совместной кооперации. И вот здесь представители государства в совете директоров и менеджмент компании должны усилить кооперацию», — подчеркнул Абызов.

В ходе обсуждения также были затронуты вопросы экологии. Так как текущий год объявлен Годом экологии, компания приняла ряд стандартов, включая «зелёный стандарт» по инвестиционному проекту «Москва — Казань», в связи с чем Михаил Абызов предложил распространить такой подход на все без исключения инвестиционные проекты. Такое решение, по его мнению, повысит уровень доверия со стороны людей, которые проживают на территориях, где реализуются эти проекты.

Михаил Абызов затронул вопрос долгосрочной программы развития (ДПР), предложив РЖД сформировать корпоративную стратегию на период после 2025 года.

Инвестпроекты РЖД, которые мы сегодня обсуждаем, имеют такие длительные циклы и эффекты, что нам надо иметь более далёкий горизонт планирования. С другой стороны, управлять компанией на базе долгосрочной программы развития, составленной на 7 лет с жёстким KPI, в современном мире уже невозможно. Нужен операционный план. Мне кажется, компании нужно выработать трёхуровневую модель управления и планирования: стратегический план в горизонте 15-20 лет, ДПР с общими показателями эффективности без детализации на 5-7 лет и операционный план в формате до 3 лет, на которых стоит делать основной акцент», — сказал он.

Вице-премьер Аркадий Дворкович внёс и свои предложения относительно долгосрочной программы развития РЖД, отметив, что ДПР должна содержать в себе чёткое видение и инструменты решений задач инновационного развития.

Какие-то технологии уже видны и понятны и будут внедряться, какие-то находятся только в стадии разработки и должны появляться в течение периода реализации ДПР РЖД. При этом на всех этапах, в каждый момент времени мы должны внедрять информационные технологии, подходы к регулированию отдельных сегментов рынка, исходя из соблюдения баланса интересов всех участников этого процесса: и потребителей, и производителей, и операторов. Важна и работа совета потребителей, ассоциаций, важен постоянный диалог всех участников. Мы будем продолжать его обеспечивать и в рамках правительственной комиссии по транспорту, и в рамках соответствующей работы группы совета директоров», — сказал вице-премьер.

Он также добавил, что у РЖД есть амбициозные планы по выходу на международные рынки, как в соседние регионы, так и в страны дальнего зарубежья, где технологии, применяемые в РЖД, могут повысить эффективность железнодорожной инфраструктуры, что принесёт финансовую и стратегическую выгоду.

Михаил Абызов, в свою очередь, также отметил работу совета потребителей РЖД, подчеркнув, что это один из наиболее эффективных советов потребителей при естественных монополиях.

Сегодня совет потребителей у нас работает на основании распоряжения правительства. Надо подумать, как его работу закрепить, в том числе в законе о железнодорожном транспорте или в законе о естественных монополиях — с принятием соответствующих постановлений правительства. И тогда это будет институт, который станет долгосрочным», — предложил Михаил Абызов.

Он также обратил особое внимание на тот факт, что глава Минтранса Максим Соколов в ходе своего выступления не смог ответить, сколько локомотивов находится не на путях общего пользования. По мнению Михаила Абызова, не владеть такой информацией недопустимо.

Для меня в 21 веке не понимать, сколько где локомотивов находится — странно. Ответом здесь, наверно, будут новые технологии и цифровая экономика. Это должно быть для компании значимым приоритетом», — обратился министр к главе Минтранса.

В заключение Михаил Абызов призвал РЖД стремиться к тому, чтобы стать самой инновационной госкомпанией.

Правительство сейчас начинает реализацию проекта "Цифровая экономика". У нас есть лидеры, но место самой инновационной компании пока ещё не занято. Я предлагаю РЖД биться, чтобы занять этот "Олимп". У вас для этого всё есть: интеллектуальный, научный потенциал, профессионализм, инвестиционная программа, и давайте её направим на те проекты, которые действительно являются прорывными», — подчеркнул он.


Все новости