Отчёты госкомпаний по ДПР на годовых собраниях акционеров: замечания экспертов

15 Сентября 2016

Лишь 38 из 53 госкомпаний из перечня 91-р по состоянию на 12 августа отчитались об исполнении долгосрочных программ развития (ДПР) и достижении ключевых показателей эффективности (КПЭ) на годовых общих собраниях акционеров. При этом 6 компаний, в том числе ОАО «РЖД», АО «ГЛОНАСС» и Корпорация «МСП», до сих пор не утвердили свои ДПР. К качеству самих отчётов, их структуре и содержанию также есть вопросы: причины невыполнения планов зачастую не объясняются, отсутствует анализ экономического эффекта от реализации программ, не все отчёты публикуются в открытом доступе. Такие выводы содержатся в заключении Экспертного совета при Правительстве РФ, которое направлено министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову.

Отчитываться о выполнении ДПР и КПЭ на ежегодных общих собраниях акционеров госкомпаниям поручил Президент РФ Владимир Путин в декабре 2014 года.

Качество работы наших компаний с госучастием по выполнению своих долгосрочных программ развития и достижению КПЭ по-прежнему недостаточно. Поэтому считаю необходимым поручить недобросовестным компаниям, которые не представили в полном объёме нужную информацию, подготовить соответствующие отчёты и направить их в Правительство и Росимущество, а также разместить в открытом доступе на межведомственном портале по управлению государственной собственностью. Кроме того, менеджмент компаний должен объяснить причины невыполнения в установленные сроки поручений Правительства и главы государства», — считает Михаил Абызов.

Для менеджмента компаний, не представивших необходимые отчёты, нужно предусмотреть персональную ответственность, отмечает, в свою очередь, член Экспертного совета при Правительстве Юрий Берестнев. Но эта ответственность, по его мнению, должна быть, в первую очередь, перед советами директоров компаний, которые представляют интересы собственника — государства.

Если говорить о замечаниях экспертов к представленным отчётам, то они касаются, в частности, выполнения ключевых показателей эффективности. Существенное перевыполнение КПЭ за 2015 год некоторыми компаниями, по мнению членов Экспертного совета при Правительстве, может говорить о недостаточно эффективной системе планирования или утверждении заранее заниженных и недостаточно амбициозных целей. Это касается отчётов ОАО «ГАК «Оборонпромкомплекс», ПАО «Газпром», ПАО «ГТЛК», АО «Россельхозбанк» и др.

Ряд других компаний, напротив, не достигли некоторых поставленных КПЭ. К недостаткам эксперты также отнесли отсутствие анализа недовыполения или перевыполнения КПЭ, отсутствие корректирующих мероприятий, и/или отсутствие выводов о необходимости пересмотра или актуализации ДПР.

При подготовке отчётов о реализации ДПР госкомпании фокусируются на описании процесса исполнения мероприятий и, как правило, не проводят анализ результатов и экономического эффекта от их реализации, констатируют в Экспертном совете. Такая проблема есть, например, у ПАО «Россети» и АО «Росагролизинг».

В первую очередь это относится к таким направлениям, как повышение операционной эффективности, реализация кадровой политики, импортозамещение. Недостаточно детально представлены в отчётах результаты мероприятий по совершенствованию корпоративного управления и их оценка», — говорится в заключении.

Только 35 госкомпаний по состоянию на 12 августа разместили в открытом доступе отчёты по итогам годовых общих собраний акционеров. Годовые отчёты не были представлены и на межведомственном портале по управлению государственной собственностью. АО «Уралвагонзавод», АО «Роснефтегаз» и АО «Трансинжстрой» вовсе не представили никакой информации об исполнении ДПР и КПЭ.

Эксперты также обратили внимание на проблемы в работе с «дочками» крупнейших госкомпаний в части ДПР. Минэкономразвития, ФОИВам и Росимуществу, по их мнению, необходимо подготовить предложения по улучшению качества этой работы и представить в Правительство соответствующие предложения.

ФГУПы из перечня 1060-р и госкорпорации не должны готовить отчёты в курирующие их федеральные органы исполнительной власти, поэтому информация о работе этих структур с ДПР не анализировалась. Однако эксперты предлагают обеспечить подготовку отчётов по ДПР и КПЭ таких организаций в третьем квартале текущего года, а в 2017 году — провести независимый аудит выполнения ими долгосрочных программ за 2016 год.

ФГУПы и госкорпорации играют важнейшую роль в национальной экономике, но на определённом этапе они "выпали" из процесса. ДПР они разработали и приняли, но включить их в мониторинг выполнения программ и достижения КПЭ с регулярной отчётностью, увязкой результатов и вознаграждения менеджмента, внедрением современных механизмов управления — ФОИВы забыли», — говорит Юрий Берестнев.

В этом году Правительство взяло курс на усиление контроля за выполнением ДПР и КПЭ компаниями с государственным участием. Ранее, по итогам анализа отчётов госкомпаний об исполнении долгосрочных программ развития за 2014-й и первую половину 2015 года, который провёл Экспертный совет по поручению Председателя Правительства Дмитрия Медведева, отраслевые вице-премьеры дали профильным ФОИВам, Минэкономразвития, Росимуществу и министру РФ Михаилу Абызову ряд поручений. Согласно этим поручениям, отчёты госкомпаний об исполнении ДПР и КПЭ должны будут регулярно рассматриваться их советами директоров, а также руководством профильных госорганов. При этом от достижения установленных КПЭ будут зависеть премии топ-менеджмента.

По мнению Юрия Берестнева, за два года компании в целом научились работать с ДПР. Сейчас им необходимо сконцентрироваться на повышении качества этой работы, внедрении системного, регулярного подхода и к извлечению уроков из формируемой отчётности, и принятию на их основе управленческих решений, в том числе по реализации госполитики в соответствующих отраслях, полагает эксперт.

Качество отчётов улучшается по сравнению с предыдущим годом, но менеджменту компаний ещё многое предстоит сделать и изменить своё отношение к этой работе — это не бюрократическое "упражнение", а инструмент повышения эффективности работы, которым государство как акционер намерено системно и регулярно пользоваться. Кроме того, важным является то, что курирующим компании ФОИВам и Минэкономразвития необходимо более интенсивно работать с этими документами, анализируя их, вырабатывая на их основе управленческие решения, а не просто мониторить, кто "сдал вовремя отчёт, а кто нет», — считает Юрий Берестнев.


Все события