РЖД и Экспертный совет при правительстве подписали план совместной работы на 2017–2018 годы

1 Июня 2017

РЖД и Открытое правительство продолжат совместную работу над повышением качества корпоративного управления в компании и оптимизацией крупных инвестиционных проектов в сфере железнодорожного транспорта. Это предусмотрено обновлённым планом взаимодействия РЖД и Экспертного совета при правительстве РФ, который подписали 1 июня министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и глава РЖД Олег Белозёров в присутствии вице-премьера Аркадия Дворковича. Подписание состоялось на площадке Петербургского международного экономического форума.

Работа РЖД с Экспертным советом при правительстве началась ещё в 2013 году. Благодаря сотрудничеству РЖД с экспертами Открытого правительства удалось добиться значительного повышения прозрачности компании и реализовать ряд важных проектов, направленных на повышение её эффективности. Первый детальный план взаимодействия РЖД и Экспертного совета при правительстве РФ был подписан в октябре 2015 года. Обновлённый план, рассчитанный на 2017–2018 годы, предусматривает продолжение работы по четырём направлениям, которые фигурировали в предыдущем документе: совершенствование корпоративного управления, закупочной деятельности, повышение эффективности крупных инвестиционных проектов и сопровождение долгосрочной программы развития. Кроме того, в плане появилось новое направление сотрудничества — в сфере природоохранной деятельности.

План предусматривает совместную работу в части развития процедуры независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА). В рамках этого направления, по словам Михаила Абызова, предстоит рассмотрение крупнейших инвестиционных проектов. В финальной стадии рассмотрения находится проектная документация по глобальному инвестиционному проекту высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Есть и несколько новых инвестиционных проектов, в частности «Северный широтный ход», который предполагает вложение только частных инвестиций в размере более 250 млрд рублей.

Для того чтобы реализовывать подобные проекты, необходимо проводить очень высококвалифицированную независимую экспертизу. Она помогает выявлять резервы стоимости, определять лучшие технологические решения. По нашему опыту проведения технологического и ценового аудита за прошедший год — а мы проводили его по таким объектам, как БАМ и Транссиб, объектам Азово-Черноморского железнодорожного узла, — экономия может достигать 15%. Главное, чтобы эксперты здесь работали в очень плотном взаимодействии со специалистами РЖД. У нас эта работа получилась. На сегодняшний день в РЖД создана новая культура взаимодействия с экспертным сообществом», — отметил Михаил Абызов.

Ранее в рамках сотрудничества Экспертного совета при правительстве РФ и РЖД было организовано успешное взаимодействие в сфере технологического и ценового аудита таких крупных инфраструктурных проектов, как модернизация Восточного полигона, подхода к портам юга России, подготовлен и утверждён новый корпоративный стандарт ТЦА, а достигнутая оптимизация превысила 10 млрд рублей по итогам 2016 года. Кроме того, по предложению Экспертного совета при правительстве и Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД, компания учла выявленные ранее типовые замечания в отношении объектов, которые аудиту не подлежат. По проекту по модернизации БАМа и Транссиба экономия в целом составила около 4 млрд рублей, из них 1,1 млрд рублей был сэкономлен по результатам ТЦА, а 2,9 млрд рублей — по результатам учёта типовых замечаний. По проекту «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна» с учётом результатов ТЦА достигнута оптимизация в размере 5,9 млрд рублей. Эта работа будет продолжена в рамках нового плана, а рекомендации по результатам ТЦА — применены к другим проектам. ОАО «РЖД» является одним из лидеров по внедрению механизма ТЦА, осуществляемого совместно с Экспертным советом при правительстве РФ.

Огромные слова благодарности министру Михаилу Анатольевичу и Экспертному совету, потому что цифры, которые были названы, — большие, и это действительно плод совместной работы. Сейчас мы работаем над изменением внутренней структуры, над выстраиванием полной прозрачности и понимания тех процессов, которые происходят. И уже в процессе работы всех подразделений РЖД мы должны будем находить более оптимальный баланс, а Экспертный совет как раз будет в своей части проводить дополнительный анализ. Мы об этом договорились, и это тоже закреплено в соглашении: совместно работать над долгосрочными документами. Наша долгосрочная программа развития до 2025 года и стратегия до 2050 года будут проходить обязательный анализ. И эксперты в этой части, я считаю, внесут очень серьёзный вклад», — отметил Олег Белозёров.

В рамках сопровождения долгосрочных программ развития запланирована подготовка согласованных с Экспертным советом при правительстве предложений по повышению эффективности и ответственности руководящего звена компании, в том числе по актуализации текущих КПЭ и их привязке к системе мотивации менеджмента.

За счёт новых форматов взаимоотношений, по словам Михаила Абызова, будет также продолжена работа по внедрению в РЖД лучших стандартов корпоративного управления.

Это одно из слабых мест нашей работы за прошедший период. Мы определили план мероприятий и будем эту работу усиливать, с тем чтобы корпоративное управление в РЖД за последний год стало образцом и эталоном для внедрения в других компаниях с государственным участием», — подчеркнул министр.

Сотрудничество в части внедрения Кодекса корпоративного управления предусматривает разработку изменений в уставе РЖД и в Положении о совете директоров РЖД, внутренних документах компании и подконтрольных ей юрлиц, а также анализ совместно с представителями Экспертного совета планов внедрения рекомендаций Кодекса корпоративного управления в подконтрольных РЖД компаниях. Кроме того, план предусматривает мониторинг практики применения рекомендаций Кодекса РЖД и подготовку совместно с экспертами предложений по совершенствованию процедуры отбора директоров, выдвигаемых в советы директоров подконтрольных РЖД юридических лиц.

Сотрудничество в сфере природоохранной деятельности предусматривает разработку и утверждение порядка применения Положения об экологической открытости РЖД, разработку корпоративного «зелёного стандарта» и «зелёного стандарта высокоскоростной магистрали Москва — Казань», что особенно важно в 2017 году, объявленном в России годом экологии.

Направление по повышению эффективности закупочной деятельности предусматривает разработку методологии ведения каталога товаров, работ, услуг, закупаемых РЖД, ведение учёта закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, утверждение и мониторинг реализации в РЖД корпоративного плана импортозамещения и т.д.


Все события